Людоед с севера. Чем известен Поярков, в честь которого названа улица в Якутске

Людоед с севера. Чем известен Поярков, в честь которого названа улица в Якутске

Путь на «хлебную реку», как звали наши предки Амур, первопроходцы искали шесть лет. Первое же их появление на берегах главной реки Дальнего Востока обернулось пугающей драмой, которая на столетия запомнилась даже китайцам, в ту эпоху весьма далёким от Приамурья.

Все перипетии столь необычной истории расскажет Алексей Волынец.

«Есть за Алданским хребтом река хлебная…»

380 лет назад, в августе 1638 года, на берегах якутской реки Алдан казачий атаман Дмитрий Копылов услышал от шамана Томкони, «лалагирской земли князца», главы одного из родов эвенков-кочевников, необычный рассказ о лежащей к югу большой полноводной реке. По словам шамана, на её берегах жили оседлые люди, знавшие хлебопашество и обладавшие серебром. «А у тех людей во всех деревнях устроены пашни, и лошадей, и всякой животины много…» — рассказывал шаман казаку.

До этого русские первопроходцы к востоку от Лены никогда не встречались с племенами, знакомыми с хлебопашеством и драгметаллами. Казачий атаман не знал, что именно этот рассказ станет первым упоминанием Амура в русской истории, однако сразу понял значение слов шамана. «И тот Томкони шеман ему, Дмитрею, сказал: есть де блиско моря река…» — запишут вскоре писцы Якутского острога ценные сведения.

Сведения казались ценными в прямом смысле — первопроходцы с риском для жизни искали и осваивали новые земли ради добычи, драгоценных мехов соболей и лисиц. Но серебро стало бы не менее желанной поживой. Не менее ценными были и сведения про «пашни» — забравшиеся глубоко в дальневосточную тайгу и тундру русские первопроходцы страдали от дефицита и дороговизны хлеба, самой привычной и желанной пищи для русского человека той эпохи. Хлеб с большим трудом приходилось везти через всю Сибирь, а тут открывался шанс найти земли, где он в достатке родится сам.

Первопроходцы с ходу приступили к поискам, пытаясь добраться до загадочной реки сразу с нескольких направлений — от Алдана, с севера, и с запада, со стороны озера Байкал. Но поросшие тайгой горы и огромные дальневосточные пространства требовали дорогой платы за раскрытие тайн своей географии. Четыре года казаки возвращались из таёжных походов ни с чем, да и возвращались не все — 36 «служилых людей» во главе с Семёном Скороходовым были перебиты в тайге «немирными тунгусами».

И всё же к 1643 году в Якутске, ставшем центром этих поисков, уже кое-что знали про далёкую реку. Знали, что «есть за Алданским хребтом река хлебная», что с севера в неё впадает река «Зия», до которой теоретически можно добраться из якутских земель от притоков Алдана. Информации добавило возвращение в Якутск Ивана Москвитина, первого из русских, побывавшего на берегах Тихого океана. В 1640 году его отряд, двигаясь на лодках вдоль побережья Охотского моря, почти добрался до устья Амура. В районе островов, ныне называемых Шантарскими, местные «тунгусы» рассказали ему о близости «усть Муры», великой «хлебной реки», впадающей в океан.

На основе этих всё ещё смутных знаний к июлю 1643 года в Якутске, тогда главном центре всех русских владений на Дальнем Востоке, подготовили большую экспедицию к неизведанной реке.

«А немирных людей смирять ратным обычаем…»

Подготовившийся к поиску Амура отряд по меркам эпохи первопроходцев действительно был очень крупным — целая маленькая армия из 133 «служилых» и «охочих» людей. О значимости похода говорит тот факт, что его возглавил «письменный голова» Василий Поярков. «Письменным головой» тогда называли чиновника, назначавшегося в помощь сибирским и дальневосточным воеводам по приказу из самой Москвы.

Отряд Пояркова был прекрасно вооружён — 80 человек имели железные доспехи, почти все имели ружья, на шесть речных барок-дощаников погрузили большие запасы, в том числе «для угрозы немирных землиц пушку железную, да на 100 выстрелов полуфунтовых ядер». С собой отряд Пояркова вёз внушительный запас пороха — «для службы 8 пуд и 16 гривенок зелья», то есть более 130 кг.

Про самого Василия Пояркова до его амурского похода мы не знаем практически ничего — известно, что он был уроженцем города Кашина под Тверью, но много лет провёл на «государевой» службе в Сибири. Одним из переводчиков-«толмачей» в отряде Пояркова стал эвенк, крещённый именем Семён Петров, недавний участник плавания Ивана Москвитина по берегам Охотского моря к устью Амура.

От воеводы Якутского острога «письменный голова» отправлявшегося на Амур отряда получил подробную «наказную память», то есть инструкцию, в которой были изложены все имевшиеся на тот момент сведения о «хлебной реке» и цели похода. «Государевым делом промышлять, смотря по тамошной мере как лутче, — гласила инструкция, — и иноземцов ласково под Царскую высокую руку приводить, и ясак сбирать, а сперва ясак взять с иноземцов небольшой, чтоб их сперва ясаком не ожесточить… А немирных людей иноземцов, которые ясаку с себя не дадут, смирять ратным обычаем, войною…»

По «наказной памяти» из Якутского острога казаки отправлялись на Амур в том числе и «для пpииску серебряной и медной и свинцовой руды» — российскому Дальнему Востоку остро требовались свои металлы. «И пришед к серебренной руде, острог поставить и укрепитца, и серебро велеть беспрестанно плавить…» — гласила написанная в Якутске инструкция.

Отряд Василия Пояркова покинул Якутский острог ровно 375 лет назад — 25 июля 1643 года. Сначала шесть речных кораблей спустились вниз по Лене до устья Алдана и затем целый месяц двигались вверх против его течения. Так достигли впадающей в Алдан реки Учур, путь вверх по течению которой вёл прямо на юг. Ещё десять дней плыли по Учуру до места, где в неё впадает река Гонам, — сегодня это район, где смыкаются границы Якутии и северной части Хабаровского края.

Река Гонам одна из самых красивых, но и опасных в этой местности — перерезана многочисленными порогами, подводными скалами, берега её усыпаны камнями и сжаты поросшими тайгой высокими сопками. Её исток находится на современной границе Якутии и Амурской области. Именно от верховий Гонама можно было, преодолев несколько десятков вёрст гористой тайги, выйти к притокам Зеи, впадающей в Амур.

Первые на берегах Зеи

Пять недель отряд Пояркова пробивался вверх по Гонаму. Казаки насчитали 66 порогов и шивер, каменных завалов на реке. Бурные воды разбили на камнях две лодки из шести, пропала часть пороха, продовольствия и оружия.

Начинались первые заморозки, и Василий Поярков принял решение до снегопадов налегке пробираться через горы Станового хребта. Оставив в верховьях Гонама на зимовье все сохранившиеся лодки с большей частью припасов под охраной 40 человек, 90 казаков во главе с Поярковым пешком двинулись на юг. Оставшиеся должны были идти вслед за ними только весной, когда полноводные ручьи позволят протянуть волоком лодки с припасами как можно дальше.

Пеший путь через таёжные сопки занял две недели. В ноябре 1643 года, когда всё уже засыпало снегом, отряд Пояркова вышел к притокам реки Зеи. Отсюда по прямой до Амура оставалось ещё более полутысячи вёрст. Сквозь снега казаки добрались до устья впадающей в Зею реки Умлекан (ныне Зейский район Амурской области), где и решили остановиться на зимовку.

В этом районе уже встречались поселения дауров — освоивших лесную жизнь дальних родственников степных монголов. «А на усть той речки Умлекана живут дауры пашенные, даурской князец Доптыул с родом своим, а роду его 15 человек…» — позднее расскажет Поярков. Даурский «князец», захваченный врасплох появлением множества незнакомых и хорошо вооружённых людей, в деталях поведал Пояркову о ситуации на Амуре, благо языкового барьера не было — среди опытных казаков, ранее бывавших в Забайкалье на землях современной Бурятии, нашлись знатоки монгольского языка.

Выяснилось, что никаких месторождений серебра и меди на Амуре нет, все металлы и шёлк местные жители выменивают на собольи меха у живущих гораздо южнее подданных «хана Барбоя». «Барбоем» или «Богдоем» обитатели Приамурья звали правителей Маньчжурии, лежавшей на северных границах средневекового Китая. Именно «из Китайского государства» (в донесении Пояркова в Якутск так и написано — «Китайское государство») на Амур попадали серебро и шелка, но о том, что это самая многолюдная на планете держава, русские первопроходцы ещё не догадывались. Впрочем, до Китая было пока далеко — от зимовья Пояркова до Великой Китайской стены простиралось более тысячи вёрст. Правда, казаки узнали главное — лежащие к югу государства сильны в военном отношении, «а бой де огненной и пушек много»…

Василий Поярков выяснил от «князца» Доптыула, что многие вожди Приамурья недовольны попытками маньчжурского хана обложить их данью. Первопроходец решил воспользоваться этим, он предложил местным «князцам» военную помощь. Первые переговоры оказались успешными — некоторые вожди дауров и дючеров (ещё одно старинное племя Приамурья, предки нанайцев) приняли предложение Пояркова.

Между тем зима становилась всё более морозной, казакам было сложно самим прокормиться в заснеженной тайге, и Поярков направил несколько десятков человек во главе с «пятидесятником» Юрием Петровым к соседним поселениям для добычи «хлебных запасов». Аборигены согласились дать русским «40 кузовов круп овсяных и десять скотин», но Петров, оказавшись вдали от Пояркова, как позже писалось в донесении казаков, «заупрямився» — то есть захотел большего.

Всё же призрак несметных и скорых богатств слишком застил глаза многим первопроходцам. Люди Петрова попытались силой собрать меховую дань и в ответ были неожиданно атакованы.

«Приели человек с пятдесят…»

Незадачливый «пятидесятник» Петров, потеряв одиннадцать человек, две недели с боем пробивался по заснеженной тайге к зимовью Пояркова. Следом за ними шли превосходящие силы разгневанных дауров. Аборигены Приамурья, благодаря южным маньчжурам, уже знали «огненный бой», поэтому не впадали в панику от казачьих ружей.

Под руководством Пояркова казаки всё же сумели отбить все атаки противника за наскоро построенными из брёвен укреплениями. Так первые русские на берегах Зеи оказались в осаде, посреди зимы и без запасов еды.

«Всякого запасу меж собою разделили по тридцати гривенок на человека, и питалися всю зиму и весну сосною и кореньем…» — расскажут позже выжившие казаки. «Гривенка» — чуть более 200 г, то есть около 6 кг пищи на каждого как минимум на четыре месяца. 50 г в сутки.

Казаки были боеспособнее и лучше вооружены, чем их многочисленный противник. Но голод сильнее любого оружия. «И учал в остроге быть голод великой, — рассказывали позднее выжившие, — никаких запасов не стало, и учали служилые люди помирать с голоду…»

Когда начались смерти от истощения, Поярков посреди зимы и осады принял решение, потрясшее и осаждавших, и осаждённых. Скупые строки казачьих «мемуаров», записанные позже в Якутском остроге, рассказывают так: «Василей Поярков учал им служилым людем говорить, кому де не охота в острожке с голоду помереть, шли б де на луг к убитым иноземцам и кормились, как хотят…»

Вокруг казачьего укрепления «на лугу» лежали в снегу десятки трупов осаждавших, погибших во время попыток штурма. Мороз и снег хранили их от тления. И вот первый из казаков (история сохранила его имя — Кручинка Родионов) взялся за первый труп, чтобы первым попробовать его в качестве пищи, мяса…

Уже в XX веке история Дальнего Востока знает факты использования во время военного ожесточения и посреди страшной зимы заледенелых трупов для строительства укреплений. Но у Пояркова не строили, а ели. Такое целенаправленное и долгое поедание человеческого мяса — событие уникальное. Хотя бы потому, что оно тщательно зафиксировано русскими документами того времени — потрясённые воеводы Якутского острога позже проведут тщательное расследование этого события. «Приели человек с пятдесят…» — зафиксируют писцы три с половиной века назад, и эти бесстрастные строки пугают даже сегодня.

Задубевшие от мороза трупы невозможно съесть просто так. Значит, человеческое мясо и кости варили в котлах, подобно свинине или говядине. И так изо дня в день, многие недели и даже месяцы… Первопроходцы не были гуманистами и без колебаний убивали врагов и непокорных. Но при этом они, как люди той эпохи, были глубоко религиозны, поедание человеческого мяса являлось для них страшным грехом, осквернением христианской души.

«И в осаде сидел тридцать недель, и питалися сосною, и травою и кореньем, и душу свою сквернил и трижды ранен…» — позже напишет в челобитной на имя царя сам Василий Поярков. «И душу свою сквернил» — исполненные горечи и мрачного достоинства слова. Значит, сам ел и другим приказывал, ради выживания и победы.

«И те служилые люди, не хотя напрасною смертию помереть, съели многих мертвых иноземцов и служилых людей, которые с голоду примерли… Которые мертвых ели, иные ожили, а иные померли», — запишут позже в Якутском остроге. Всего за время осады, до конца весны 1644 года, погибла половина бывших с Поярковым людей. Выжившие на человеческом мясе оказались готовы к продолжению похода, ибо ничего на свете уже не боялись.

Засада на Амуре

Похоже, что осаждавшие были потрясены этим упорным поеданием человечины не меньше самих осаждённых. Уже к весне бойцы дауров, отчаявшись сломить сопротивление горстки русских, стали расходиться по своим таёжным селениям. С ними по всему Приамурью расходились и слухи о страшных и бесстрашных людях, пришедших с севера. Позже соратники Пояркова будут вспоминать, что во время дальнейшего похода аборигены в ужасе разбегались от них, как от «поганых людоедов».

Выдержав жуткую осаду, Василий Поярков дождался по весне прихода тех сорока человек, что оставались по ту сторону Станового хребта, с лодками и припасами. С ними он двинулся вниз по Зее, упорно стремясь к главной цели — «хлебной реке Амур». В район современного Благовещенска первые русские вышли к июню 1644 года.

После страшной зимы первопроходцев поразило местное изобилие. «Родится шесть хлебов, ячмень, овес, просо, греча, горох и конопель, да родится овощ, огурцы, мак, бобы, чеснок, яблоки, груши, орехи…» — в этом описании местности на слиянии Зеи и Амура даже спустя века сквозит восторг тех, кто совсем недавно пережил ужасный голод.

Впрочем, приамурское летнее изобилие с огурцами и орехами не означало конца опасностям. Намереваясь построить в устье Зеи острог, Поярков решил проверить, как далеко от этой местности до моря. Вниз по течению Амура он отправил отряд из 25 человек во главе с «казачьим десятником» Ильёй Ермолиным. Трое суток разведчики плыли на восток, а великая река всё не кончалась. Сообразив, что до моря слишком далеко, Ермолин повернул назад. Против течения лодки пришлось тянуть канатами, идя вдоль берега. Здесь-то уставших разведчиков и подстерегли дауры.

Засада оказалась успешной — почти все казаки вместе с Ермолиным погибли в бою. При схожих обстоятельствах, только гораздо севернее, спустя четверть века в одном из первых походов на Камчатку погибнет сын Ильи Ермолина, Иван Ермолин, тоже ставший первопроходцем…

Итак, первое русское плавание по Амуру закончилось поражением. Спастись и вернуться к Пояркову удалось только двоим из отряда Ермолина. Гибель такого количества бойцов показала, что с оставшимися силами невозможно закрепиться на Амуре в устье Зеи. Но и возвращаться в Якутск прежним путём Василий Поярков уже не мог. Во-первых, путь против течения был чреват такими же гибельными засадами. Во-вторых, бесславное возвращение с потерей половины отряда и без добычи означало для Пояркова скорый суд, к тому же осложнённый неизбежными разбирательствами по поводу людоедства.

И Поярков принял на первый взгляд безумное, но удачное решение — покинуть район озлобленных дауров и плыть вниз по Амуру до самого моря, а оттуда уже как-нибудь пробираться к Якутску путём, который прошёл Иван Москвитин несколькими годами ранее. Что так получится крюк длиною около 5000 вёрст, Поярков вряд ли догадывался.

Возвращение в Якутск

Обратный путь с Амура занял два года. Следующую зиму отряд Пояркова провёл на тысячу вёрст восточнее, впервые в русской истории проплыв по всей реке от современного Благовещенска до устья. Зимовали в «Гиляцкой земле», то есть в районе поселений нивхов. Вдалеке от Зеи о людоедстве казаков Пояркова ничего не знали, сами наученные горьким опытом первопроходцы накануне зимовки не пытались забирать у аборигенов меха, потому вторая зима их похода прошла мирно.

Летом 1645 года отряд Пояркова на речных лодках двинулся к северу вдоль побережья Охотского моря. За три месяца смогли добраться до реки Улья, где пятью годами ранее Иван Москвитин первым из русских вышел к водам Тихого океана. Здесь, на диком берегу, зимовали в третий раз, чтобы весной двинуться на запад к реке Лене.

В Якутск отряд Пояркова вернулся в июне 1646 года, спустя 35 месяцев после начала похода. Преодолев более 8000 вёрст, первопроходцы принесли с собой 497 соболей, первые сведения об Амуре и Сахалине, а также страшные рассказы о том, как людей «приели».

Якутский воевода, ужаснувшись, начал следствие. Но в итоге Пояркова за противное христианству поедание человеческого мяса наказывать не стали, сочтя, что на войне все средства хороши, а с личными грехами потом разберётся Бог. Вообще первый поход на Амур русские власти сочли неудачным — меховой дани привезли мало, разочаровало и отсутствие в Приамурье источников серебра. Однако сведения о плодородных долинах «хлебной реки» были слишком важны, поэтому Пояркова из Якутска отправили с докладом в Москву.

На Дальний Восток человек, впервые проплывший вдоль всего Амура, более не вернулся — до конца жизни служил воеводой в крепостях на южных границах России. Судя по сохранившейся челобитной царю — «и душу свою сквернил», — амурские грехи Поярков помнил до самой смерти.

Помнили о том и на самом Амуре. Более того, как всякие необычные и пугающие вести, слухи об этом распространились гораздо шире, разрастаясь и приукрашиваясь. Когда спустя десятилетие после Пояркова на Амуре произойдут первые столкновения казаков с маньчжурами, в Маньчжурии уже «знали» о том, что страшные люди с севера регулярно питаются человеческим мясом.

На эти ужастики наложилась высокая боеспособность русских пришельцев, когда горстка казаков долгие годы успешно противостояла многочисленным армиям маньчжурского императора. Маньчжуры в то время успешно завоевали весь Китай, но долго не могли справиться с казачьими острогами на Амуре.

«Прекратилось ли в России людоедство?»

Именно от маньчжуров слухи про страшное северное племя людоедов распространились по всему Китаю, попав и в первые китайские книги о русских. Такие легенды и сложившиеся этнические стереотипы весьма устойчивы — китайский миф о том, что русские едят людей, сохранялся несколько столетий и встречался в самых разных обстоятельствах.

Так, спустя два века, в 1876 году, очень далеко от Амура — в горах Синьцзяна — на переговорах китайских и русских военных генерал Цзо Цзунтан, в ту эпоху один из правителей Китая, вдруг огорошил нашу делегацию вопросом: «Прекратилось ли в России людоедство?» Глава русского посольства полковник Сосновский тогда не растерялся и невозмутимо ответил, что в Российской империи людоедство существует лишь в строго отведённых властью местах.

Генерала Цзо, истинного конфуцианца, такой ответ полностью удовлетворил — если уж даже людоедство сумели обуздать, то, значит, государство в России крепкое. Члены же русской делегации позже долго гадали, откуда возник такой странный вопрос. Решили, что китайский генерал просто выкурил много опиума, а ранее что-то слышал о племенах «самоедов», как в ту эпоху называли в России северные племена ненцев и нганасанов. Про пугающие подробности первого русского похода на Амур в нашей стране тогда забыли. Впрочем, все позднейшие историки тоже предпочитали о некоторых деталях эпопеи Пояркова не писать или упоминать вскользь.

Последний раз китайские слухи о русском людоедстве были зафиксированы уже в XX веке, во время вооружённого конфликта СССР и маньчжурских генералов в 1929 году. Попавшие в наш плен неграмотные китайские крестьяне в солдатских шинелях ждали, что их съедят. Тогда в Советском Союзе сочли это результатом какой-то антисоветской пропаганды империалистов — не догадываясь, что все эти слухи родились ещё три века назад…

И всё же, как ни странно, пугающий «людоедский» имидж сыграл в отечественной истории скорее положительную роль. Вплоть до XX века Россия никогда не имела на Дальнем Востоке значительных сил. Но сложившийся ещё в XVII столетии образ чрезвычайно боеспособных и диких «людоедов» следующие двести лет заставлял правителей многолюдной Китайской империи осторожно относиться к своему северному соседу.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Лучший комментарий
Tarentum
Почти все наши улицы названы в честь бандитов, разбойников, насильников, маньяков и людоедов.
Комментарии 184
  • kitahov2018 иван 15.09.2018, 18:08
    Все Так!
  • Виктор Рыба
    15.09.2018, 18:19
    В то время была Великая Тартария включающая все эти территории.
    Хватит лгать!
  • shy13tan 15.09.2018, 18:21
    очень интересно.
  • centurion 15.09.2018, 18:26
    Вот про что фильм надо снять по хлеще выжившего бует ....
  • Valivan 15.09.2018, 18:28
    Вот уж , действительно - "У страха глаза велики!" и " торбозное радио" сработало , поэтому китайцы 300 лет боялись идти на север!...
  • Тимиров2018 тимиров 15.09.2018, 18:32
    Надо переименовать улицу Пояркова на улицу Исидора Барахова!
  • shreker 15.09.2018, 18:35
    Колонизаторы,как испанцы и еже с ними!
  • Yamazaki 15.09.2018, 18:37
    провокационная статья.
  • Tarentum 15.09.2018, 18:39
    Почти все наши улицы названы в честь бандитов, разбойников, насильников, маньяков и людоедов.
  • SMOKER Зигмунд Фрейд 15.09.2018, 18:40
    Побольше таких постов
  • Starkk fsa dsa 15.09.2018, 18:42
    Спасибо за информацию!
  • Darxan55555 GGG ... 15.09.2018, 18:43
    Некоторые жители города понятие не имеют кто такой поярков или бекетов ,возле памятника бекетова еще и фоткаются ну нормально это же якутия здесь всем пофиг на всё!
  • parevan2015 15.09.2018, 18:44
    "И всё же, как ни странно, пугающий «людоедский» имидж сыграл в отечественной истории скорее положительную роль."- Какой бред! Историю освоения Сибири почитайте!
  • lutik2007 15.09.2018, 18:50
    Расскажите про Великая Тартария
  • прок_ 15.09.2018, 18:51
    Виктор‒Рыба, Тартария была и были и есть не уничтоженные подтверждения сего в российских и зарубежных достоверных источниках, авторами коих являлись путешественники и исследователи тех времен!
    Очень хочу увидеть оригиналы документов с указанными в них датами, учитывая что нынешнее летоисчесление началось с 1700 года! И ежели в документах будут 1600 - тые года, то можно ими попу вытирать)))
  • Милюков павел милюков 15.09.2018, 18:52
    Тимиров2018, а по мне лучше переименовать Петра Алексеева
  • 2018а 15.09.2018, 18:53
    Это не про вас пишут. Это история. Учи историю, читай. Сразу седой станешь. Если слабые нервы ...
  • LAV7 15.09.2018, 18:55
    А,как же Сретенский острог?Он на Шилке основан ранее,Нерчинский на Нерче?
  • baken Александр Т 15.09.2018, 18:57
    крутой чувак был
  • Кыыдан кыыдан 15.09.2018, 19:12
    Точно! Улица Исидора Барахова! (( зачем имя террана! Тем более людоеда..
  • DERSU 15.09.2018, 19:19
    Конкистадоры...
  • Подумаешь! Это было дикое время! Тогда много ужасного было!
    А все равно китайцы боялись из-за высокой работоспособности, выносливости и смелости казаков!
    Диванные войска! Вас бы в эти ужасные условия!
    В блокадном Ленинграде тоже ели. Плохо это конечно! Люди хотели выжить!
  • caxa-mmm 15.09.2018, 19:21
    Да, это история.
  • ANTONY 15.09.2018, 19:21
    А историк то, липовый!
  • 2018а 15.09.2018, 19:25
    Не берите на себя. У некоторых нервы не в порядке..
  • ВставайСтрана встяхнись от сна 15.09.2018, 19:28
    Так а Фигли он ж... расчесал только к концу июля. Конечно уже поздно было выходить. Нужно было топать сразу как только река растаяла.
  • unbeliever2012 15.09.2018, 19:30
    Это - история, а Поярков - историческая личность. Петр I - погубил тысячи людей, но он же не убийца.
  • ВставайСтрана встяхнись от сна 15.09.2018, 19:30
    Поярков ел аборигенов поэтому сейчас так. Если бы аборигены съели Пояркова, то сейчас здесь Было бы совершенно другое государство.
    А если бы индейцы съели Колумба дожили бы до сих пор в счастье и благоденствии.
    Питаться нужно хорошо и разнообразно.
  • обыватель777 15.09.2018, 19:49
    Каннибализм на государственном уровне... А теперь представьте что сейчас будет смутное время и настанет голод, будете ли вы есть людей чтобы выжить самим?
  • Student1999 15.09.2018, 20:00
    Слишком много читать, не стал дочитывать
  • 2018а 15.09.2018, 20:01
    Вывод, ,80% истории якутии не знают.А красные что творили. Одел красные штаны и ты красный. Убивай дальше...
  • Samurai4eg 15.09.2018, 20:02
    Я думаю он ел трупы людей и других заставлял не потому, что иначе они погибли бы, а потому что их поход был очень важен для Родины и Царя.
    Нужно было любой ценой выполнить военно-разведывательную миссию. Если бы он потерпел поражение, то история Дальнего Востока и возможно России была бы иной.
  • Филантроп От имени народа трудового! 15.09.2018, 20:03
    Нихера себе... Неужели всё это правда
    Как много я не знал. Это настоящий ужас.
  • SuperUser 15.09.2018, 20:03
    История Якутии сокрыто в тайнах, и написано в угоду так называемых победителей, и скоро все мы в внутри будем этими победителями, а внешне будем ходить в телах проигравших ...
  • Kuray 15.09.2018, 20:07
    Испокон веков как грабили и варварски выкачивали ресурсы, так и поныне все это продолжается. Но уже в более других масштабах и по другому ясак платит наша природа
  • Samurai4eg 15.09.2018, 20:07
    Кстати, любопытно, что в XIX веке после подписания мирного договора с Китаем и передаче территорий Приамурья и Приморья России, произошло массовое переселение этих самых даурцев в Китай, где они и сгинули по большей части или ассимилировались.
    Я теперь понимаю, почему они это сделали. Боялись страшных "людоедов", чем и воспользовались маньчжурские чиновники, сманивая население.
    Схожий массовый исход населения был на Северном Кавказе в тоже XIX веке. Там люди бежали в Турцию, после присоединения своей родины к России.
  • Щасвирнус 15.09.2018, 20:09
    Звери
  • ВставайСтрана встяхнись от сна 15.09.2018, 20:10
    Samurai4eg, Да, сейчас Варяги не засирали бы реки
  • REMBO 15.09.2018, 20:13
    Хосподи. Во-первых это легенды, а не документальные факты. Во-вторых, кто более заслужен Каландаришвили - тупо разбойник? Или может быть те кто намских по дороге вешали? Или даже наш самый самый Тыгын, порезавший своих братьев за власть?
  • fgsfla 15.09.2018, 20:15
    Интересно было прочитать, а что бы каждый из нас делал в тех условиях для выживания: ответ очевиден
  • Beizl 15.09.2018, 20:17
    Это так написано от русских , а истина лежит со стороны тех местных аборигенов .
  • Вас1902 15.09.2018, 20:18
    К примеру, улица Каландарашвили.
    Каландарашвили Нестор - каратель под псевдонимом Дед , убивший немало якутян в лихие годы Гражданской войны. Но с ним рассчитались наши добровольцы, устроив засаду в районе Тектюра Хангаласского улуса на берегу Лены. Поярков, Дзержинский, Ленин .....
    Да много кого можно найти и перетрясти историю наизнанку.....
  • SuperUser 15.09.2018, 20:19
    Мы тут чижие в своем з... Для них они - герои ...
  • ROMAN 15.09.2018, 20:22
    Достали писать "первопроходцы"... И так в этих краях и землях испокон веков жили другие люди. Это шовинистическое название - первопроходцы, покорители Сибири, покорители Дальнего Востока, покорители Америки и т.д и т.п.
  • Drabadan 15.09.2018, 20:26
    Интереснаые истории,ждем продолжения
  • прок_ 15.09.2018, 20:34
    Сила государства в единстве, а единство и единая цель подразумевает вклад в достижение цели! Наивно полагать, что до нынешних времен возможно было просуществовать без пересечения с "Колумбами", и не известно куда бы повернула история , будь бы эти исследователи Китайцами, Японцами, Британцами, Голландцами, Испанцами и прочими представителями)))
    А людоедство не оправдываю
  • Пух. 15.09.2018, 20:34
    @Вас1902, какие такие "ваши добровольцы" белобандиты из отряда Пепеляева что ли?
  • michael.nrc 15.09.2018, 20:41
    Хорошо написано. Автор молодец!
  • ВставайСтрана встяхнись от сна 15.09.2018, 20:43
    прок_, Да всё бы ладно, но всё что было открыто, освоено, и построено ценой человеческих жизней сейчас захватила горстка бандитов во главе с Путиным. Ради чего всё это было? Ради того чтобы пара десятков евреев катались на самых больших в мире яхтах? Русские страшные бойцы и людоеды В итоге оказались захвачены евреями.
  • Гривастый 15.09.2018, 20:48
    Переименовать улицу в честь Москвитина
  • Пух. 15.09.2018, 20:48
    ВставайСтрана, ага враги рода человеческого, ещё эти мерзавцы Айсберг и Штурман Титаник утопили
  • hwk 15.09.2018, 20:50
    Уроды!
  • прок_ 15.09.2018, 20:51
    ВставайСтрана, а ты послушай как американские говнари поливают Трампа - в них ты найдешь родственные души)))
  • Кинигэлээх 15.09.2018, 20:53
    Сиэхсит Пайааркап, аллараа дойдуга үйэлэр тухары умай. Дом!
  • patah 15.09.2018, 20:56
    Че начали печатать правду-матку про первопроходцев? Сами ведь запрещали, урезали ведь, это как бы камень в сторону Российской политики.
    Якутия не настолько сильная, чтобы ворошить грязь России. Китай может, у неё письменно и устно все зафиксировано. Но пока у власти Китая будут коммунисты, ставящие памятник Кобе, открыто не будут говорить
  • patah 15.09.2018, 20:57
    Но переименовать улицу следовало бы
  • 702 15.09.2018, 21:01
    ну и за чем нам Поярков?! Достойных много,простых уважаемых людей.Улиц тоже,единственое что удерживает время и деньги.
  • Fin1 15.09.2018, 21:03
    Тимиров2018, лучше ПА Ойунского
  • DR_GNUS Василий Алибабаевич 15.09.2018, 21:04
    Вас1902, А ты подробности расправы знаешь? Чем они лучше, твои "добровольцы"?
    Вроде т не дурак, а тут выступил как малолетний
  • itavv 15.09.2018, 21:06
    Китайцы побоялись не этого казака, а тюрков
  • Fin1 15.09.2018, 21:10
    Тимиров2018, ойунскго уже есть, Барахова хороший вариант. Также есть те, которые были осуждены и казнёны по статьям за национализм. Вот их думаю тоже надо увековечить
  • 43xarlan 15.09.2018, 21:19
    Хорошо написано
  • hermeline Пигмалион Троянский 15.09.2018, 21:22
    оказывается я живу по адресу ул.Людоедская 20
  • Aleks_N 15.09.2018, 21:29
    Времена были такие

    Что поделать мы порабощенная нация
  • YNS 15.09.2018, 21:31
    Вот в СССР умели чтить предков. Не забывали даже людоедов. А советских героев сейчас все забывают.
  • Michaels Michaels 15.09.2018, 21:33
    людей ели и во времена коллективизации... вспомните фильм "Штрафбат"!
  • Kereliir 15.09.2018, 21:35
    однозначно надо стереть имя людоеда, и всяких красных террористов в Якутске
  • Семен Пухов
    15.09.2018, 21:38
    Филантроп, и многого еще не знаете. Например как Бекетов сжег более 80-ти людей Өспөх тойоно, среди них женщин и детей. А ему поставили самый красивый памятник Якутска. Над сэргэ водрузили крест, смысл думаю сами поймете.
  • Ifreedom 15.09.2018, 21:41
    Значит дауров - коренных жителей дальнего востока всех перебили, а те кто остались живы убежали в Китай, а ведь эти жители выращивали агрокультуру
  • Xaram 15.09.2018, 21:45
    Интересные истории. На якт подобные истории периодически появляются. Расскажите еще про Хабарова, Губина, Строда, Ярославского... С удовольствием прочел бы и их.

    Откуда такие истории достаете?)
  • Вас1902 15.09.2018, 21:53
    DR_GNUS, Василий Алибабаевич из Джамбула, мечтательно вспоминающий про то, что "в тюрьме сейчас макароны дают!". Ты просто не знаешь историю, а еще грязно ругаешься и оскорбляешь! Сам такой, и даже хуже! Темнота..........
  • ANTONY 15.09.2018, 21:59
    Бред псевдоисторика зачем печатаете?
  • witty 15.09.2018, 22:05
    В истории и не такое бывало, чем давнее, тем страшнее. А вы ноете, Да сейчас самое счастливое время - радуйтесь брать и сестра! Вот о будующем, ничего хорошего не предвищаю.
  • warder74 15.09.2018, 22:05
    Переименовать надо, не должно быть памятников угнетателям-рекетирам.
    А то получается, часть населения республики живёт под постоянным напоминанием того, что они были в свое время вынуждены покориться военному превосходству и платить ясак.

    Эти деятели, если и достойны, то должны упоминаться только вскользь как картографы или типа того.

    Есть же более достойные люди, кто открывал больницы, школы для народа, деятели культуры и науки, и т.д. и т.п.
    Вот их именами, тех кто объединяет народы живущие в республике в позитивном, творческом и созидательном плане.
  • Бочик 15.09.2018, 22:11
    Многие упрекают предков, что не смогли прогнать казаков. Даже манчжуры, которые Китай завоевали, не смогли прогнать казаков.
  • MakMas makarova 15.09.2018, 22:15
    Жадность до людоедства. Жадины-людядины
  • AmericanLine 15.09.2018, 22:17
    стадо в коментах) как же вами легко управлять
  • Винни_Пох Иван Злобный 15.09.2018, 22:18
    Эх жалко что в те времена наши земли не продали вместе с Аляской, жили бы сейчас как сыр в масле ...
  • Trasser 15.09.2018, 22:25
    времена такие были... всего тридцать лет прошло с того времени, как осажденные поляки ели своих сородичей в Москве... да и потом, в тридцатые годы, во времена голодомора людоедов было полно. Это для нас сейчас только такие события выглядят шокирующе, тогда было нормально
  • Быйанг 15.09.2018, 23:27
    А как же те письма казаков которые писали Московскому царю Михаилу Федоровичу, о том, что они покупают муку и хлебу якутов. Тоже самое самое писали Дежнев который писал что покупает хлеб у якутов.. И Поярков тоже писал что якуты хлеба не дают, - люди голодают...
    Он же спрятал от своих людей (кажется шесть мешков) несколько мешков муки, которую он купил у якутов, чем подверг своих казаков к голоду..
  • boruh 15.09.2018, 23:40
    Не понял каким путем вернулся Поярков обратно в Якутск
  • Яуров 15.09.2018, 23:56
    Во первых, прежде чем писать историческую статью, давайте ссылку на первоисточник, а то я читал совершенно другую историю про Пояркого (людоедство было из-за не засады, а проблем с поиском еды , ели умерших)
    Во вторых, @DERSU вы малообразованный идиот. Сравнить русских первопроходцев с конкистадорами это клиника...
  • ВставайСтрана встяхнись от сна 16.09.2018, 00:25
    прок_, Что за бред? Ты хоть сам понимаешь что ты пишешь? Бухаешь?
  • arion 16.09.2018, 00:36
    Тимиров2018, не. Лучше на Тарбахова
  • Archi Mogol
    16.09.2018, 00:50
    Все относительно в этом мире бренном...Памятники которые ставят в столице - это наша общая история. Одна сторона медали - это память о колонизация аборигенов. Вторая сторона медали - это память о тех бесчинствах и жестокостях казаков. Поэтому все эти памятники и названия улиц имеют дуализм бытия: как день и ночь, как добро и зло, как жизнь и смерть...
  • Samurai4eg 16.09.2018, 01:12
    А я еще в школе, когда был маленьким задался вопросом - почему говорилось, что открыли такие-то земли, если там уже жили люди и следовательно эти земли были открыты давным давно.
    Но мне никто так внятно и не объяснил. Понял, только когда стал взрослым.
    Это от того, что каждый народ или цивилизация воспринимал себя пупом земли. Да даже сейчас, когда вроде все осознаем себя землянами, мы воспринимаем себя пупом галактики, не имея на то никаких оснований.
  • Levzimoy33 serg 16.09.2018, 01:30
    Сколько бреда и в статье и в комментах, ржунимагу - «И всё же, как ни странно, пугающий «людоедский» имидж сыграл в отечественной истории скорее положительную роль. » вахаха, че за д.. это писал? А в комментах всякие диванные историки рассуждают о «великой тартарии» о фильме штрафбат хаха, а статья явно пытается «обелить» людоеда пояркова - якобы поярков жрал людей и плакал плакал и жрал, потом дико мучался от того что осквернил свою черную душу хаха, «мрачное достоинство» втф вообще? ) смешно читать про то как он мучался от горечи до конца своих дней ) типа не по хрестиански гыгы, первахреновцы, да отбросы со всей рассеи матушки, вряд ли у них было «мрачное достоинство» и угрызения совести от людоедства, пфф какой пустяк они наверно и дальше жрали втихаря под одеялом
  • Cthut 16.09.2018, 01:34
    Бэйэбит испитигэр Барахов диэххэйин Поярков диэбэккэ оччо5о бара туруо
  • Alaas_uola Algys 16.09.2018, 01:37
    Всех этих Алексеевых, Поярковых, Дзержинских переименовать бы. А то как будто казачья республика
  • мммфедоров ммм 16.09.2018, 01:38
    lutik2007, никакой великой тарталии не было!!! это западники думали что русские это татары и вся это история чисто западная не русское!
  • 59424242015 16.09.2018, 02:36
    Снимите про него фильм, а то лень читать!
  • venom_w_h 16.09.2018, 07:23
    Из убийц, людоедов, бандитов героев сделали!
  • Булгу Леха Лехин 16.09.2018, 07:46
    Историю надо избавить от всяких эмоций и политики. Воспринимать как эволюцию страны. И не только двух цветов,-черное и белое, а все цвета радуги.Преступления совершают отдельные люди а не народ.
  • satir15 16.09.2018, 07:50
    REMBO, документальные факты царю в челобитной пишет и расследование проводилось все есть в архивах
  • satir15 16.09.2018, 07:54
    Вот если бы дауры убрали мороженое мясо под стенами крепости их история могла пойти по другому пути...а может даже и наша
  • Якутянин2 Truck Driver 16.09.2018, 08:07
    С отрядом Пояркова были много якутов , эвенков -носильщиков , охотников, проводников , которых в голодную зиму сьели русские казаки. История повторяется ,около десяти лет назад , в этих же местах , на стыке границы амурской области и якутии , в районе горных рек Гонам и еще какой черные старатели с амурской, и саратовской или самарской области четверем золтишко мыли, и зимой продукты когда кончились двоих своих сьели. когда менты на вертолете их нашли в кастрюле была голова человеческая.Скандал был , писали же.На суде оправдали кажется.
  • satir15 16.09.2018, 08:12
    Казаков не выбили ни маньчжуры ни позднее китайцы потому что и не задавались всерьёз такой целью им просто было не до того на том историческом отрезке времени, а что касается того что помнят китайцы о людоедах так это миф я видел китайцев которые даже читать иероглифы не умели свои китайские вы думаете они знали слово kozak?
  • BelkaSandy 16.09.2018, 08:55
    В 1918 г во время "Красного террора", поощряемого Лениным и под руководством Дзержинского, было уничтожено около 2 млн. чел. Их улицы тоже будете переименовывать?
  • zidan Иван Иванов 16.09.2018, 09:03
    Очень интересно было прочитать, надеюсь такие статьи будут публиковаться и далее
  • ORN 16.09.2018, 09:06
    неужто правду рассказали про казаков
  • out 16.09.2018, 09:06
    отменить улицу пояркого!
  • mefaal 16.09.2018, 09:08
    Почему вы думаете что казаки были какими то суперсолдатами? Просто у них был огнестрел, а у местных не было. Вот и все. Ничего в этих казаках особенного нет.
  • Inc 16.09.2018, 09:10
    Людоедство в России было широко распространено вплоть до ХХ века. Задокументированный ответ царского чиновника это подтверждает.Окончательно с ним справились только в 1940-х гг.
  • satir15 16.09.2018, 09:16
    Inc, неа не справились беглые зеки всегда брали в побег барашка это продолжалось и еосле 53 года, я уж про современных рыбаков молчу
  • Inc 16.09.2018, 09:20
    satir15, я имею в виду обычный рацион крестьян
  • amina-kr 16.09.2018, 09:28
    Кыыдан, террана? А при чем тут имя вымышленного героя комп.игры?
    Или вы имели ввиду тирана?
  • Туйаара82 16.09.2018, 09:34
    Очень интересная история
  • Z201167 16.09.2018, 09:39
    Как много здесь трепачей сидят.
  • vovan_d vovan vovan 16.09.2018, 09:41
    убийцы
  • Туйаара82 16.09.2018, 09:44
    Статья откуда то слизана или кто-то конкретно писал?
  • woda888 16.09.2018, 09:47
    Опять провакация на межнациональный срач
  • БиКью 16.09.2018, 10:00
    Статья с душком.

    Времена были дикие, дикарей завоевывали.
    Кого съели, а кому грамоту и культуру принесли
  • ArcturGrap 16.09.2018, 10:00
    LAV7, карту открой и посмотри где Сретенск и Нерченск и где Амур
  • Xabyryyc 16.09.2018, 10:09
    Вас1902, Он ещё не начал большую резню, его просто простые батраки расстреляли, А власть поплакав над телом анархиста-эсера-бандита-убийца на улицах деревень, сел и городов Якутии начал переименовать Каландрашвили. Сейчас кто он, наверно старшая поколения знает, а вот молодежь, сомневаюсь.
  • ag888 16.09.2018, 10:10
    Улицам нужно давать обезличенные номера. ленина - главная, дзержинского - портовская, чернышевского - набережная (береговая), кирова - парковая. Основная задача названия улиц это упрощение навигации, а не увековечивание чьей-то памяти.
  • Ломбардия 16.09.2018, 10:10
    давно поменять улицы
  • meic 16.09.2018, 10:19
    Почему провокация? Историческая правда написанная в подробностях и не более. Только вот Правда ужасает! Поведение людей доведенных до безрассудства, притом в этом были виноваты сами.
    Я был на Гонаме, Учуре - это сильные реки, с мощным течением. Сплавляясь по ним представлял как люди Пояркова поднимались по этим рекам...Это были сильные не только телом, но и духом люди - сейчас таковых нет.
  • kinat Кынат Тардаах 16.09.2018, 10:31
    БиКью, каких дикарей? Только после продажи пушнины в Европу, Русь стала полноценным государством, и только в 18 веке появилось нормальное образование в России.
    История Сибири уходит в 5 век до нашей эры. История России всего несколько сот лет. Сравните. Кто же дикарь после этого?
  • Tudim-syudim 16.09.2018, 10:39
    мммфедоров, Укропитек? Что тут делаешь? Твоё место в АТО на Бандеровщине.
  • Mademoiselle Имя Фамилия 16.09.2018, 10:47
    Xaram, http://school21.yaguo.ru/index.php/34-novosti/81-kto-takoj-volodya-gubin
  • БиКью 16.09.2018, 11:01
    kinat, а что же ты мне тут фантазируешь и оправдываешься на языке людоеда Пояркова? Вы уж, высококультурные, определитесь чьих будете ))
  • swagggg Дон Карлеоне 16.09.2018, 11:16
    Как как как???? Как наш народ наши предки выдержали столько унижений со стороны казаков???? Как? Не только наверное у племён Приамурья забирали меха и другие богатства, но и у наших предков забирали, а наши терпели! Тьфу!!!
  • swagggg Дон Карлеоне 16.09.2018, 11:19
    Я понял откуда на наших землях столько абаьы (призраков) это проклятые души наших предков которые отдавали казакам наших женщин и детей! Слабаки!
  • Вельд Леонид федоров 16.09.2018, 11:47
    в этом повествовании часть правды часть преувеличение, пусть даже и ели и что зато спаслись и пользу России принесли узнав много нового, суровые времена тогда были никто за пиццой сбегать не мог и гамбургеров не доставляли. А то что улицы названы в честь великих первопроходцев это в Советское время в знак благодарности к Великому Русскому народу давшим свободу многим мелким. А вот историю от первого же рассказа менять не стоит, переименование улиц это сложный психолого-истоический момент и сразу отказываться от суровой истории развития Севера не надо, эти люди принесли пользу Государству Российскому но расширения земель и революций без крови не бывает, вот у Бодливой козы да зря кровь проливается
  • kinat Кынат Тардаах 16.09.2018, 11:51
    БиКью, Вы неграмотны.
  • Corvair 16.09.2018, 12:11
    Это наша история и её надо воспринимать такой, какая она есть. Почитайте ещё про пропавшую экспедицию Джона Франклина середины XIX века по исследованию американской части Северного морского пути.
  • Ноннатараб нина 16.09.2018, 12:20
    Вот именно, и не будем в дальнейшем задаваться вопросом: если копнуть глубже достоин ли данный субьект... а так нейтральное название самое то, переименовывать не надо будет потом
  • BelkaSandy 16.09.2018, 12:24
    Вельд, нельзя про народы говорить "мелкие", это оскорбительно. Надо говорить - "малочисленные"
  • ANTONY 16.09.2018, 12:28
    А историк то, липовый!
  • Corvair 16.09.2018, 12:40
    Найти "белых и пушистых" на все улицы невозможно, да и не будет таких людей в принципе, если копнуть поглубже, тем более, в глубину веков.
  • filepark 16.09.2018, 12:41
    ANTONY, А это не важно. Главное волну поднять, а то что бред пишут, это не важно - молодёжи нравиться находить врагов.
  • satir15 16.09.2018, 12:53
    БиКью, ага завоевывали очень цивилизованные индивиды в белых перчатках несли понимаешь и все ради блага дикарей несли им передовую..гастрономическую культуру
  • BelkaSandy 16.09.2018, 12:54
    Во Франции Робеспьер гильотинировал кучу народа, в том числе короля Людовика XVI и своего друга Дантона, сам тоже был гильотинирован. Тем не менее, улицы с его именем есть чуть ли не в каждом городе. Это же исторические личности
  • Великорос евгений 16.09.2018, 12:58
    Что за экстримизм ? Почему это выкладываете ? Людей подталкиваете на межнациональную рознь ? Уже не раз на якт это было замечено ! Так же и газете якутск вечерний пишут псведо комикси , про какие русские плохие , пора бы привлеч вас к ответствености за это ! Или же вывести ваши писюльки на федеральный уровен !!! И запомните СОЛНЦЕ СВЕТИТ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВО !
  • Sylinskaia 16.09.2018, 13:01
    Очень интересно было читать.
  • DarVetrov 16.09.2018, 13:13
    Короче это похождения бичей а не первопроходцев. Впрочем какие они первопроходцы? Амур входил в владения империи Чингис хана за долго до их шляний по тайге.
  • mariyamirabellaa 16.09.2018, 13:29
    Улицы Якутска надо давно переименовать на нейтральные названия. Типа Ясная, Весенняя, Добрая, Большая и тому подобное. Не дело, когда улицы названы в честь разбойников, убийц и каннибалов.
  • satir15 16.09.2018, 13:31
    Многим здесь правда режет душу но это правда
  • hudojnyck1 hudojnyck 16.09.2018, 13:31
    Софья‒Васильева, Солидарен с вами. Суровые времена - суровые решения. Абсолютно нелепо и убого подходить к прошлому с нынешними мерками морали. Выживание - вот главный критерий.
  • Tudim-syudim 16.09.2018, 13:43
    Ух ты, как всё запущено! А давайте родственники съеденных предков объедининяйтесь в группу жертв каннибализма этого жывотного Пояркова. Подсчитайте нанесённый им вред потомкам в виде себя, скиньтесь на памятник "Жертв Каннибализма" и установите его на ул.им.Людоеда Пояркова. А псевдоисторикам не здесь надо размещать материалы свои (вон, какой срач поднялся), на на специальном сайте. Не буду говорить, каком...
  • nec123 16.09.2018, 15:24
    Может он просто проголодался, а в магазин лень идти было?)
  • crowbar 16.09.2018, 15:51
    Лол, хорошая статья, бомбит у всех.
  • tirbege3 16.09.2018, 16:31
    Туйаара82, вроде да,интересная история,но она происходила в Амурской области,при чем тут Якутия.Пусть амурчане разбираются в своей истории.Поярков то , якутов вроде не ел .Или ел?
  • alaas965 16.09.2018, 16:46
    crowbar, не лолкать надо, а ужасаться событиям того времени.
  • НикмойЪ 16.09.2018, 16:55
    переименовать на улицу Людоедова...
  • nec123 16.09.2018, 17:39
    Хорошая реклама магазина "Поярков")
  • прок_ 17.09.2018, 10:39
    мммфедоров, скорее тебя нет)))
    флаги были, страны небыло - Д.Б.)))
  • Хорс 18.09.2018, 10:38
    Автор , если вы притендуете на достоверность , то приведите список литературы на основании которого вы писали этот "исторический" очерк . По поводу людоедствах сразу скажу это враньё , котороя в первые поверилась в середине 19 века со стороны наших соседей , не каких исторических подтверждений нет .
  • sandaman.p 18.09.2018, 20:59
    Очень интересно. И ведь действительно, народу на Дальнем Востоке всегда было небольшое количество. Может и в правду работал миф о людоедах с Севера.
  • Patriotsakha sidor petrov 19.09.2018, 11:59
    sandaman.p, ошибся, это ответ Хорсу, а не тебе)
  • Patriotsakha sidor petrov 19.09.2018, 12:21
    Хорс, смотри:
    https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=4065

    Оказывается, этот мразотный черт своим казакам голодающим не давал еды, а продовал ее им!
    И еще говорил, что рядовой стоит два гроша!!
    Вот так вот: всю еду присвоил себе, а людям продовал, то есть наживался на голоде своих же бойцов!!!
    Это конец истории!!!"
  • Patriotsakha sidor petrov 19.09.2018, 12:24
    "Осаждённые вскоре начали страдать от голода. Причём дело было не столько в нехватке продуктов, сколько в поведении Пояркова. Собрав запасы продовольствия в своей землянке, он продавал их подчинённым. В ответ на возмущение казаков, их командир ответил: «Не дороги служилые люди. Вся цена им: десятнику 10 денег, а рядовому - два гроша»122. Он же посоветовал им есть трупы убитых дауров. Поярков оказался единственным командиром землепроходческого отряда в Приамурье, который отнёсся к своим людям с такой жестокостью и цинизмом. Остаётся лишь удивляться, как ему удалось сохранить не только жизнь, но и власть над вверенным ему отрядом.

    Страдания казаков постепенно стали невыносимыми. Далеко не все могли приобрести у Пояркова даже чашку муки. Приходилось питаться корой, кореньями, падалью. К февралю начались повальные смерти от пищевых отравлений и голода. Результатом стало явление, лёгшее позорным пятном на эпопею землепроходчества: дошедшие до отчаяния поярковцы, действительно, стали поедать трупы дауров. Это явление более никогда не повторялось, но оно вызвало среди аборигенов ужас и возмущение, стало причиной многих негативных явлений в их отношениях с русскими."

    Это из монографии, ссылка у Хорса.
  • Хорс 19.09.2018, 13:17
    Patriotsakha, ха ха ха , Первое это слухи , такиеже как людоедствах польских интервентов в кремле при его осаде в 1612 году . Основывать свои выводы на основании жалоб не довольных подчиненых Поярков глупа , тем более говорить что он людаед . Так же как говорить что все растрелиные в 1938 году деятели Яасср были японские шпионы
  • Patriotsakha sidor petrov 19.09.2018, 17:30
    Хорс, ты знаешь, что русские казаки ели трупы, так же, как польские шляхи - это получается как бы уже славянской традицией))
    А про то, как твой любимка обжимал своих же сотоварищи и заставлял их жрать трупы - так то узнаем исключительно из свидетельств ваших предков, не так ли?
    А кто из деятелей яасср был расстрелян в 1938 году, как японский шпион?
  • Patriotsakha sidor petrov 19.09.2018, 20:42
    Кстати, нашего патриота Ойунского никогда не приговаривали и, уж, тем более не расстреливали - все это миф, угодная сталинистам-пердунам старым из прошлого века.
    Надо знать историю своей Родины и ее сынов, честно.
  • Patriotsakha sidor petrov 19.09.2018, 20:47
    "О, времена!
    О, нравы!" (С)
  • Patriotsakha sidor petrov 19.09.2018, 22:25
    Великорос, ты здесь истерики не устраивай, не в казарме путинской охраны находишься.
    Если есть доказательства, что твой подзащитный не ел трупы - выкладывай, но не приказывай никому тут, что писать, понял?
  • perech01 20.09.2018, 15:35
    Коренное население аляски американцы почти полностью уничтожили, оставшиеся на правах бесправных существуют по сей день
  • perech01 20.09.2018, 15:48
    Только сильные люди творят историю. А для достижения цели всё средства хороши. Вызывает уважение способность горстки людей в 130 человек менять геополитическую карту мира.
  • perech01 20.09.2018, 15:55
    Ход мировой истории всегда сопровождался кровопролитием
  • Patriotsakha sidor petrov 20.09.2018, 17:57
    perech01, а трупоедство твоих кумиров уважение вызывает?
  • Patriotsakha sidor petrov 20.09.2018, 18:01
    И коренное население аляски уничтожили не американцы, которые вчера ее купили, они там не коренные и не открывали ее.
    Ну, и кто там воевал с алеутами???
    Мазги напряги)))
  • kuznec495 20.09.2018, 22:00
    Китайцев мног стало, видимо их поедать перестали
  • Хорс 20.09.2018, 23:14
    Patriotsakha, В отличие от тебя, Якутск мой родной город . Явно ты тут пришлый . Местны так себя не ведут , местные жители всегда отличались высокой культурой общения , толерантностью и уважением друг к другу ибо в наших суровых краях , таки как ты злобой долго не живут
  • Neplohoy Дмитрий 21.09.2018, 00:40
    Ух пипец, троллей то нагнали. И долго укт будет этой хней заниматься?!!! Явно заказ чей то.
  • Neplohoy Дмитрий 21.09.2018, 00:42
    Patriotsakha, китайцы вам не братья, киргизы ваши братья. Учи историю и читай книжки.
  • Patriotsakha sidor petrov 21.09.2018, 00:57
    Neplohoy, нам, патриотам саха все азиатские народы братья.
  • perech01 21.09.2018, 05:01
    Patriotsakha, только вот китайцам ты далеко не брат
  • Patriotsakha sidor petrov 21.09.2018, 08:58
    А Великий Китай - это наша надежда!
  • Янганбаш янганбаш 21.09.2018, 20:33
    @Софья‒Васильева, большинство ленинградцев не ели человечины, тех кто ел было очень мало. Их я, конечно, не осуждаю. Но ленинградцы оказались в таких условиях не в результате грабительского похода со своей стороны. Так что не стоит сравнивать и втаптывать в это светлую память блокадников.
  • Янганбаш янганбаш 21.09.2018, 20:35
    Статья хорошая, но:
    «хлеб родится сам», а местные землепашцы (позже исчезнувшие) – так мимо полей бегали…
    «поэтому не впадали в панику от казачьих ружей» А хоть кто-то в Сибири вообще впадал? Чай не Новый Свет.
    Про Ян Али Бахтияра даже не упомянули, хотя первое (и вплоть до П.А. Кропоткина) единственное описание пути и местности составил он.
    «Такое целенаправленное и долгое поедание человеческого мяса — событие уникальное»
    Так ведь во время похода Ярофея Хабарова тоже канибальствовали. Но там вообще трэш творился, на фоне которого поедание трупов от голода и не кажется чем-то жутким…
    «Маньчжуры в то время успешно завоевали весь Китай, но долго не могли справиться с казачьими острогами на Амуре.»
    Боеспособность казаков была выше, но, справедливости ради, манчжурские отряды воевавшие против казаков тоже были не многочисленны (в сравнении с армиями покорявшими Китай и Джунгарию) и состояли в значительной мере из местных племен, а не из самих манчжуров. Манжурские войска часто превосходили русские раза в 3-4, и нередко проигрывали, но войну все же выиграли и русских из Приамурья прогнали до 19 века, когда Россия воспользовалась результатами опиумных войн. В свою очередь завоевание Китая было обусловлено, в значительной мере, переходом нескольких китайских армий на сторону манчжуров
    « в Маньчжурии уже «знали» о том, что страшные люди с севера регулярно питаются человеческим мясом.»
    Но описанный тут случай был не единственным, так что слух не такой уж неожиданный.
  • DuMa_25 22.09.2018, 10:17
    Софья‒Васильева, их туда никто не звал. Лучше бы дома сидели и хлеб ели. Все казаки ничего друго не умели, кроме того как врать, грабить и убивать.
  • Анна2021 анна иванова 23.09.2018, 08:08
    Patriotsakha, Давайте прекратим разводить национальную рознь!
    Вы реально верити, что китайцы Вам братья? У них совершенно другой менталитет!
    Вы знаете, например, что китайцы и японцы сильно враждуют между собой? Потому что во время ВОВ японцы над китайцами проводили ужасные медицинские эксперименты?
    А ведь, на первый взгляд они тоже братья...
  • Patriotsakha sidor petrov 23.09.2018, 18:47
    Анна2021, азиаты все наши братья.
    А вы ни с кем не дружите, потому и завидуете и ревнуете.
    Если японцы с китайцами враждуют, то нам, саха, они нравятся оба, а что?
    И еще, хватит тут дурить людей: какая национальная рознь, если я прямым текстом пишу, что Великий Китай - наш брат и защитник!
  • Patriotsakha sidor petrov 23.09.2018, 21:27
    Анна2021, если честно, то без великоазиатов и москва бы сдалась без боя трамповым войскам.
    Запомни раз и навсегда: только лишь Великая Азиатская страна защищает тебя от зарубежных насильников.
    Больше у рф никого нет.
    А если ты ведешь контрпропаганду против нашей дружбы с Великим Китаем, то ты ответишь по закону, как пятая колонна.
  • perech01 24.09.2018, 07:01
    Patriotsakha, на счет китая, это взаимовыгодная дружба, их производственные мощности технологичность в замен самых крутых наших военных технологий. С военной техникой у них не так как у нас. Без наших военных технологий им не устоять перед сша
  • Patriotsakha sidor petrov 24.09.2018, 08:53
    perech01, опять чушь рожаешь.
    Если бы не Великий Китай, рф и дня не продержалась перед европой и сша.
    Только наличие такого могучего соседа и держит западные страны от сокрушительного удара.
    Запомни, у рф нет союзников в мире, кроме газпрома и роснефти, а китайцы самые развитые и сильные в мире.
  • perech01 24.09.2018, 17:33
    Patriotsakha, ну так стань китайцем))
  • Patriotsakha sidor petrov 24.09.2018, 18:26
    perech01, а ты кто сам, вааще-то?
    Где твоя родина, приблудный перекати-поле?
  • Patriotsakha sidor petrov 25.09.2018, 09:57
    Предлагаю оставить название улицы Пояркова на века, но приписать в конце через черточку "- трупоеда".
    То есть, в полном варианте будет так:
    "ул. Пояркова - трупоеда".
    Пусть потомки "славного первопроходца" помнят))
  • perech01 26.09.2018, 14:33
    Patriotsakha, ойюнского - мамбета
  • Patriotsakha sidor petrov 28.09.2018, 13:26
    @perech01: "ойюнского - мамбета"
    ________________________
    Если не нравится "трупоед", то можно заменить на пояркова-бэһиэччикэ.ҥ
  • Patriotsakha sidor petrov 28.09.2018, 13:29
    perech01, и еще, нацик-ньуха, скажу тебе, что ненавидя коренное население страны, в которой живешь, ничего не добьешься, кроме обратной ненависти - закон человеческого общения.
Обратная связь